Про тайного явного свидетеля и возвращение дела прокурору в порядке статьи 237 УПК РФ

 Адвокат нашего Бюро добилась возвращения дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ в связи с нарушением права на защиту из-за нераскрытия личности свидетеля.

Светлана Артамонова защищает доверителя по делу о сбыте наркотических средств. Совокупность доказательств по делу практически отсутствует, ключевым и практически единственным доказательством является свидетель, данные которого засекречены. Он допрошен под псевдонимом, очной ставки не было, следователь мотивировал ее непроведение тем, что личность свидетеля скрыта.

На этапе ознакомления с уголовным делом защитой было заявлено ходатайство о раскрытии данных о личности свидетеля. Следователь отказал в удовлетворении ходатайства и в октябре дело поступило в суд. Защитой было заявлено ходатайство о возвращении дела прокурору. Среди множества аргументов, одним из главных был как раз о том, что засекреченный свидетель не может оставаться в таком качестве и в суде. Суд формально отказал в удовлетворении.


По делу состоялось четыре судебных заседания.  В третьем  защита заявила ходатайство о раскрытии данных о личности свидетеля уже суду - чтобы была возможность хотя бы готовиться к его допросу. Суд отложил разрешение этого ходатайства.

В четвёртом судебном заседании суд уже сам поставил вопрос о возвращении дела прокурору и вынес соответствующее постановление. Он сослался на то, что нераскрытие обвиняемому и адвокату данных о личности свидетеля на этапе ознакомления с делом нарушило право на защиту.


В тексте постановления суд практически в полном объеме воспроизвел мотивировку защиты, ранее заявленную в ходатайстве по ст. 237 УПК РФ. Пока нет данных о том, обжалован ли данный акт прокуратурой. Ниже прилагаем полный текст постановления.


Постановление о возвращении дел